Работа над очередным выпуском нашей образовательно-просветительской программы Светлая голова заставила меня задуматься и сформулировать несколько, как мне кажется, важных тезисов. Они связаны с теми путями, по которым развивается современная наука и современное общество, с одной стороны, и наше школьное образование, с другой. А развиваются они, зачастую, по очень разным направлениям.

Заставка-3.jpg

1. Наблюдая за публикациями в России и в мире на доступных мне русском и английском языках, я твердо могу констатировать: в мире наблюдается взрыв интереса к естественным наукам. Это выражается в росте числа публикаций, не только научных, но и научно-популярных, и просто популярных, но связанных с наукой. Известные ученые считают теперь своим долгом рассказать публике на понятном языке то, что они делают и чем занимаются. И делают это занимательно, эффектно и эффективно. Публика с удовольствием покупает книги ученых и смотрит научно-популярные фильмы. Дети и родители увлеченно занимаются физикой, химией, биологией, ходят на научные лектории, производят опыты и так далее.  Это настоящий мировой естественно-научный бум. Итогом этого бума через несколько лет будет взрывное развитие новейших научных направлений, предвосхитить которые сегодня даже в общих чертах крайне трудно. Но эффект от этого развития будет колоссальный, имеющий огромное влияние на развитие любой страны. Учитывая неминуемое повышение ожидаемой продолжительности жизни на планете Земля, дети, родившиеся в XXI-м веке, по всей видимости, доживут до века XXII-го, и, во многом, будут определять уже век грядущий! Кто не упустит это поколение-XXII - тот и выиграет в глобальной конкуренции. 

2. Россия, как часть мировой капиталистической системы, конечно, не стоит в стороне, хотя и сильно запаздывает. В больших количествах у нас переводятся и издаются популярные книги известных зарубежных ученых. И эти книги пользуются спросом. Наши ученые, вполне своевременно вписавшись в этот естественно-научный тренд, пишут и и публикуют свои книги. В любом книжном магазине легко можно найти литературу о науке и о новых удивительных открытиях в физике, астрономии и так далее. И эта литература раскупается. Проникают на наше телевидение и качественные научно-популярные программы и фильмы (в основном, конечно, зарубежные) - потому что их смотрят! Потому что это дает телеканалам аудиторию! Родители тоже осознали перспективность такого интереса детей к науке, - ведь именно это залог будущей достаточно высокой социальной позиции человека в высокотехнологическом будущем. На уровне конкретного воспитания конкретного ребенка - это абсолютно ясно и понятно. А в условиях не слишком подвижных, закрытых и достаточно затратных (материально и морально) социальных лифтов в политико-управленческой и гуманитарно-сервисной сферах,  именно естественно-научная подготовка дает наибольшие шансы на быстрое и заслуженное продвижение и успешную карьеру в будущем. Кроме того - сами дети тоже живо интересуются естественными науками. Во всех крупных городах открылись и развиваются естественно-научные центры, лаборатории, экспериментальные площадки, которые существуют в рамках бизнес-модели и приносят прибыть, удовлетворяя запросы родителей и детей. Этот тренд обществом понят и освоен, поколение-XXII есть и у нас, оно растет, развивается и тоже готовится определять век грядущий.

3. Однако, российская школа пока развивается в другом направлении. Не родители и не дети, и вовсе не поколение-XXII определяют содержание и формы школьного образования. Речь ни в коем случае не идет о какой-то борьбе или конкуренции между гуманитарными и естественными науками в школьном курсе. Речь идет о борьбе научного и ненаучного, псевдонаучного мировоззрения. Там, где наука уступает свое место "политической" или иной целесообразности, туда вместе с целесообразностью влезает лженаука. Это легко заметить только один раз посмотрев передачи наших центральных телеканалов: экстрасенсы, антинаучные дутые "сенсации", так называемая "альтернативная" история, не имеющая к истории никакого отношения, но зато слепленная по всем канонам "патриотического" дискурса. Школа, к сожалению, тоже не осталась в стороне от этого мракобесия. Так, из школьного курса удалена астрономия, основополагающая наука для формирования научного мировоззрения. В школах почти не осталось подходящего оборудования для проведения обычных естественно-научных опытов и экспериментов, хотя они были доступны для детей и 100 лет назад. Кстати, именно поколение, родившееся в начале XX-го века, во время взрывного интереса к технике, как раз и сформировало научную основу почти для всех технологических достижений, которые мы видим вокруг и которыми мы пользуемся. А наши дети не смотрят на звезды через телескопы, не создают молнии в классах. Это, конечно, усиливает спрос на внешкольные естественно-научные учреждения, но их на всех не хватит, да и коммерческая их составляющая делает их доступными не для всех категорий населения.

4. Итак, взрывной интерес к естественно-научным дисциплинам в мире - это реальность. Есть такой же интерес и у российских детей. Мы можем и дальше оставлять все это на усмотрение и попечение самих родителей, в конце концов, это их забота. Но тогда мы точно потеряем этот интерес, он не станет мощным потоком, затухнет под воздействием сложностей и несуразностей нашей жизни, и тогда мы потеряем свое поколение-XXII, и в следующем веке у нашей страны и у наших детей не будет никаких шансов. На мой взгляд, поддержка интереса нового поколения к естественным наукам - и есть одна из главных государственных задач, вопрос национальной безопасности и национального выживания в будущем.

5. Самим мировым развитием нам дан и, что важно, - осознан людьми тренд на развитие и интерес к естественно-научному направлению. Надо поддержать, не упустить, не проспать его, дать возможность сформироваться Поколению-XXII, как в свое время русская школа, а потом и большевики, несмотря на сложности и крупные недостатки, все же сформировали Поколение-XXI, за  счет которого мы еще живем и считаемся великой державой. Вопрос стоит довольно жестко: либо Поколение-XXII получает от нас естественно-научное мировоззрение и возможности развиваться в этом направлении, либо Поколение-XXII становится последним независимым и самостоятельным поколением в России. Все остальное - только уводит нас в сторону и откладывает решение вопроса, то есть приводит к поражению.

Что и как тут можно сделать - об этом будут следующие мысли и тезисы.

Высказать свое мнение, выразить несогласие или сделать предложения - можно прямо здесь в комментах, или послав свои замечания и мысли по адресу - Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript