17 Апреля 2016
На самом деле, речь пойдет о математике. Вернее, о соревнованиях среди школьников по математике. Но дело даже не в соревнованиях, а в том, что развитие математики и математического образования во многом определяют будущее этого мира, и будущее нашей страны.
Именно поэтому наш Красный телескоп будет уделять особе внимание математике и математическому образованию.
А сегодня у нас есть два повода, один - повод озаботиться, а второй - порадоваться.
Это - эмблема Международной математической олимпиады школьников, которая проходит ежегодно и выявляет не только школьников-победителей, но и лучшие национальные команды.
В прошлом, 2015-м, году на Международной математической олимпиаде наши школьники выступили хуже, чем за все предыдущие года, заняв восьмое место. Так низко российская команда не опускалась с начала 90-х. Хотя в нашей "копилке" были и первые места (в 1999-м и в 2007-м), и множество вторых, и третьих, и вот теперь - восьмое.
Таблицу результатов Олимпиады 2015-го года можно посмотреть на официальном сайте Международной математической олимпиады. (Там же, кстати, можно скачать и задания, которые решают участники олимпиад - я попробовал порешать и потерпел полное фиаско, будучи даже не в состоянии понять условия задач!).
Итак, наши - восьмые. А первыми стали школьники США, вторыми - команда Китая, третье место - Южная Корея, четвертые (внимание!) - КНДР, пятое (опять внимание!) - Вьетнам, шестое место у команды из Австралии, седьмое (и еще раз внимание!) - Иран!
При этом, команда США последний раз завоевывала первое место больше 20-ти лет назад, в 1994 году.
Вряд ли можно согласиться с теми, кто сразу же назвал итоги выступления российской команды "провалом". Это, конечно, не провал. Но это сигнал, серьезная причина обратить внимание на математическое образование, как это сделали, например в США, в которых в последние несколько лет наблюдается настоящий математический бум. Некоторые специалисты даже употребляют термин "The Math Revolution" ("Математическая революция").
Как же так могло получится, что образовательная система США, много и справедливо критикуемая, привела к победе американских школьников на престижном математическом турнире? Автор статьи, которая так и называется - "The Math Revolution" , в мартовском номере журнала The Atlantic, директор по стратегии образовательного фонда Edwin Gould Foundation Пег Тайр, утверждает, что это вовсе не победа американской системы школьного образования, а скорее наоборот! Достижение американской команды на математической олимпиаде стала следствием системы, почти полностью независимой от школьной программы.
Это стало возможным, благодаря тому, что в последние годы в США бурно развиваются летние лагеря для школьников, в которых как раз изучают математику. По всей стране действуют математические кружки, существующие на средства благотворительных организаций. Так вот, американские родители записываются в очередь, чтобы их дети попали в эти кружки! При этом, родители воспринимают эти кружки как настоящую замену урокам, которые дают школы, особенно для учеников младших и средних классов. Главное и важное отличие школ и кружков состоит в том, что первые заставляют запоминать правила и следовать им как инструкциям, вторые же стараются развивать способность размышлять и самостоятельно искать решения логических проблем, применяя полученные знания на опыте. Многие преподаватели математики утверждают, что запоминание в их предмете вообще только мешает и убивает тягу к знаниям и творчеству.
Способствует взрыву популярности математики, прежде всего то, что согласно Бюро статистики труда (Bureau of Labor Statistics), рост экономики США будет опираться главным образом на так называемые STEM-области, то есть науку (Science), технологии (Technology), инженерию (Engineering) и математику (Mathematics); таким образом, труд специалистов именно в этих областях будет, прежде всего, востребован в будущем и будет очень хорошо оплачиваться.
Но, вместе с тем, следует заметить, что занятия математикой в США – дело недешевое. Большинство дополнительных программ платные, а значит, они малодоступны для семей с низкими доходами. Год в математической школе может стоить $3000, а месяц в лагере или центре, обеспечивающем ребенку питание и проживание, обходится вдвое дороже. Как результат, если в Южной Корее один из четырех математически одаренных детей будет из бедной семьи, то в США такой ребенок будет один на девять учащихся. Решением этой проблемы занимаются как частные центры, разыскивающие талантливых ребят из небогатых семей, так и специальные программы для одаренных детей, однако, к концу старшей школы процент бедных среди хорошо успевающих по математике учеников стремится к нулю
Мария Дмитриева | Альбина Лялина | Изабелла Толокно | Александра Сонина |