Пространство любого города - это не только здания, улицы, заборы и светофоры. Большое значение (а иногда и важнейшее!) играют символы, которыми наполнен любой город. Причем, чем более богата история города, чем больше эту историю любят и ценят жители - тем больше символов, тем более разнообразно символическое городское пространство. В свою очередь, символы, создаваемые людьми, сами создают облик города, наполняют его содержанием, формируют среду и самих горожан. Иными словами, памятные места, монументы, стелы, малые скульптурные формы не просто украшения нашей жизни, это еще формирующие наше сознание и нашу идентичность объекты.




Именно поэтому не может не тревожить всем уже ясный и понятный факт: Владимир все больше и больше становится городом симулякров. Симулякр - такое специальное слово, изобретенное, как считается, французским философом Жоржем Батаем для обозначения объектов, которые похожи на символы, но ничего не символизируют, как копии, не имеющие оригиналов, знаки, которые ничего не обозначают, а только замещают собой реальность.

Сложное философское понятие вполне хорошо прижилось в нашем городе в виде конкретных проявлений в городском символическом пространстве. Это, видимо, уже настолько глубоко в наших головах, что прорывается наружу в готовых решениях и даже не вызывает особых возражений, если, конечно, не затрагивает жизненные интересы граждан, как случилось недавно с идеей создания пешеходного центра города. Мощное управленческое рвение в этом направлении, не имеющим пока никакой реальной объективной основы, удалось как-то усмирить общими усилиями. Но так, к сожалению, получается крайне редко.

Все началось еще в советское время, когда на центральной улице, на доме №4 по нынешней ул. Б.Московская, была повешена мемориальная доска с трогательной надписью: "В доме, стоявшем на месте этого здания, в 1838-м году жил А.И. Герцен". Если вдуматься, то табличка очень точно отражает саму суть симулякра - указывать на то, чего нет и никогда не будет, и при этом приобретать некоторую самостоятельную ценность. Заметьте - "дом, стоявший на месте этого здания". Имеющийся дом назван безлично и нейтрально - "это здание". Ценность же перекладывается на дом, когда-то здесь бывший, но которого уже нет, а есть только доска, указывающая на этот факт. То есть сам объект истории и культуры, утраченный или вообще никогда не существовавший, полностью заменяется символом, подменяется им. Ценность исторического места, его значение переносится на артефакт в виде доски, который замещает собой реальность и приучает нас к этому.

В послесоветский период популярным симулякром нашего города стал символический камень, на котором пишут, что тут, на месте этого камня, через какое-то время что-то будет. Число таких камней в городе не поддается счету. Некоторые уже сами превратились в вечные памятники, некоторые заросли травой и потерялись в бурьяне.
Вот, например, в центре города недавно поставили камень, на котором написано, что он стоит на месте, где будет стоять часовня. Это опять симулякр, символ, который не имеет объекта реальности, который он должен символизировать. То есть символизирует пустоту. И создает пустоту.
Симулякры не безобидны. Своим существованием они часто тревожат и теснят реальные объекты. Так произошло, например, с кафе "Блинчики", рядом с которым камень-симулякр и поставили.

Симулякр-2

Вот кафе "Блинчики" в сентябре 2014 года. Кафе, камень и крест. Все теперь рядом, три в одном. Но скоро этот симулякр съест реальный городской объект. Будет ли что вместо Блинчиков - еще далеко непонятно. Но традиционный закладной камень уже тут как тут, торжественно открыт и смотрит на нас своим пустым взором.

А вот еще один очень характерный образец симулякра:

DSCF9530

Находится сей камень в Патриарших садах, и уже год ждет чуда по Общенациональной программе "В кругу семьи".

Характерно и то, что камень-симулякр открывали, как настоящий культурный объект, со знаменитостями, речами и обещаниями. Теперь он стоит сам по себе, никакого памятника уже и не требуется. Симулякр съел и эту реальность.

Совсем рядом с Патриаршими садами обустраивается многострадальная территория, получившая название Спасский холм. И это очень хорошо, что обустраивается. И смотровая площадка будет и скверик, то есть почти все, что и желали горожане. Но без симулякра нельзя, управленческое рвение требует чего-то особенного в замен реальности. И вот в самом центре исторического места, рядом со Спасской церковью, чьей-то доброй и мудрой волей будет установлен памятник .... владимирской вишне. Ну да, можно спорить, был на этом месте двор Андрея Боголюбского, или не был. И споры такие идут. Но ведь есть и неоспоримые факты - около Спасской церкви (той, что стояла на месте нынешней) в феврале 1238 года состоялся первый бой владимирцев с прорвавшимися в город отрядами Батыя. Защитники города отдали свои жизни, не сдались, хотя и не защитили Владимир. Это трагическая страница нашей истории достойная того, чтобы о ней помнить.
Но мы теперь будем смотреть на занятный образец-символ почти полностью вырубленных в городе вишневых садов. Вот этот символ в виде блюдца с удивлением устанавливают рабочие:


Памятник вишне

Позже на блюдце положат символическую вишенку. Потому что настоящей владимирской вишни в городе-то почти не осталось. Если уж так дорога вишня чьему-то сердцу - так и восстанавливай сады, кто ж против. Но опять побеждает симулякр, и съедает вишню на корню.

В ответ на странное решение поставить памятник вишне на историческом месте местные умельцы соорудили гибридный памятный знак, совместив Андрея Богоблюского с вишневой ягодой:



Вишнелюб

Кич, скажете вы, стеб? Да, совершенно верно. Но не больше, чем белое блюдце с вишней на Спасском холме.

Отдельная история связана с памятниками. Это вообще какое-то наваждение. Памятников в городе немного, но все очень странные. Вот Ленин, стоящий на постаменте, на котором когда-то стоял Александр II. Теперь Ильич позирует на фоне вполне буржуйской надписи "Банкъ", причем при нужном ракурсе на голове у вождя пролетариата оказывается двуглавый орел.


Ленин

Ну, ладно, это уже причуды истории и архитектуры прошлого. Тут трудно что-то сделать, исправить так, чтобы не потревожить сложившегося городского пространства.

Но вот свежий пример. Памятник неизвестному цензору:

Симулякр-1

Когда-то, в советское время, этот объект, стоящий прямо напротив Золотых Ворот и перед зданием педагогического университета, назывался памятником П.И.Лебедеву-Полянскому, руководителю Главлита, а проще говоря - главному цензору Советской России. Но опять-таки мудрой волей руководящих товарищей памятник теперь оказался безымянным, фамилия Лебедева-Полянского оказалась стыдливо закрашена белой краской. И теперь это, видимо, для тех, кто понимает - обобщенный памятник цензуре. А для большинства жителей и гостей города - просто мужик с бородой, на девственно чистом постаменте, не имеющий никакого смысла. То есть симулякр.

Важная часть другого памятника - Владимиру Святому - до сих пор вызывает недоумение горожан. Сам памятник можно принять, многим он даже нравится, но вот на табличке, намертво прикрученной к фундаментальному основанию, красуются имена крупных чиновников, "тщаяниями" которых сей монумент был воздвигнут. Желание некоторых людей "попасть в историю" превратило серьезный монумент в образец кича, что-то вроде "новорусских понтов", окончательно испортив общее впечатление и смысл возведенного памятника. 

Несостоявшийся пока памятник Андрею Боголюбскому - вообще детектив с участием городской власти. Серьезные люди, не особо прислушиваясь к горожанам,  провели настоящий конкурс, привлекли скульпторов и архитекторов, говорили о каких-то миллионах на памятник, определили победителей конкурса, выбрали лучший проект и благополучно забыли. В принципе - и хорошо, что забыли. Но ведь можно было и не начинать эту историю. Но симулякры требуют жертв. И по мозгам горожан знатно поездили, помурыжили, с нулевым итогом для города и его жителей. Шума было много, общественность бурлила - памятника нет. Это очень напоминает историю с пешеходным центром, там тоже все было по-серьезному, но с тем же итогом.

В городе есть и прекрасные памятники, есть и добрый десяток мест, где могли бы быть памятники, есть и много выдающихся личностей, которым памятники рано или поздно в городе будут поставлены. Единственно чего нет - так это понятных и открытых правил организации городского пространства. Это пространство организуется хаотично, являясь ареной борьбы экономических и политических интересов местной элиты. В результате, в городе побеждают симулякры, то есть не имеющие реального смысла объекты, главная задача которых - отвлечь публику от настоящих замыслов и намерений преобразователей. При этом страдает и город, теряющий свой осмысленный облик, и сами горожане, перестающие понимать и любить символы своего города, потому что эти символы теряют всякий смысл. Город перестает воспроизводиться как город со своей историей и душой, а начинает становится обычным подмосковным пригородом, не без славного прошлого, да, но вполне типичным городком-спутником мегаполиса.

Отсутствие рациональных и публичных правил организации пространства города (включая символическое пространство) приводит к тому, что настоящие и реальные потребности жителей становятся всего лишь поводом для реализации экономических и политических интересов людей, относящихся к местной элите. Именно они, по своим правилам и в соответствии со своими интересами, осуществляют отбор тех идей и потребностей жителей, реализация которых позволит им достигнуть собственных прагматичных целей.  А если таковых целей и интересов не оказывается - то любой проект глохнет, каким бы он не был значимым для горожан.

Примерно так пока  получается с памятью легендарного владимирского чемпиона Николая Андрианова. Симулякром тут не отделаешься, нужны реальные и ответственные решения, а никто уже и не может их выработать и организовать общество.Примерно так вышло и с памятью о тех владимирцах, что погибли в годы Первой мировой войны. Тут развесистой вишней не откинешься, вот и нет ничего в городе.

А почему бы, кстати, не поставить памятник владимирскому ананасу? Бред, скажете вы. А вот и не бред, а настоящий бренд! Вот, например, документальное свидетельство из старой книги о Владимирской губернии:

«Сады помещичьих имений находятся в хорошем состоянии, почти у каждого помещика, имеющего свою усадьбу: в тех местах, где грунт земли песчаный, они устроены на наносном черноземе и так как топливо в губернии вообще дешево, то при каждом, несколько замечательном саде, устроены оранжереи, где растут ананасы, персики, виноград, апельсины, лимоны, зимняя клубника и земляника». (Военно-статистическое обозрение Российской империи. Том IV. Часть 2. Владимирская губерния. СПб, 1852 . С.183-184).

Чем хуже владимирский ананас владимирской же вишни? Да ничем. Кроме только того, что вишня чем-то приглянулась лицам, принимающим решения, а ананас пока не приглянулся. Завтра вспомнит начальство про ананас - и пошла писать губерния, нас быстро убедят, что без праздника ананаса жить более невозможно.

Начальственная воля. Вот главный двигатель и локомотив городского символического пространства. Плюс еще целый хор подпевающих этой воле (голоса, перечащие начальству, также редки, как и произрастающие в наших краях ананасы).  Начальственная воля, безусловно,  может быть и благой, а может быть и другой, как любая воля обычного человека. И пока это так, пока порядок таков, приготовимся к новым открытиям, достижениям и провалам в нашем общем доме.

До новых симулякров!