Английский литератор XVIII века, поэт  и острослов Самюэль Джонсон однажды написал: "Даже из шотландца может выйти толк - если отловить его молодым".  

Не знаю, обиделись ли на него шотландцы, но рецепт Джонсона пережил века и ныне используется в России при подготовке - нет, во все не шотландцев, а .... ученых! 

Не верите? А зря.

Российская стратегия подготовки научных кадров очень похожа на предложение Самюэля Джонсона. 

Вот как описывает решение кадровой проблемы в российской науке Анна Щербина, заместитель председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, один из организаторов VII Всероссийского съезда советов молодых ученых и специалистов:

"Ответом на кадровый вызов мог бы стать комплекс мероприятий по идентификации талантливых молодых исследователей и помощи им в наработке необходимых компетенций – через дополнительное обучение, стажировки или иные инструменты.

Соответственно, на съезде мы ищем ответ на кадровый вызов как комплексную триаду – карты компетенций успешных ученых, набор инструментов, позволяющих наработать эти компетенции, и средств мониторинга, которые позволили бы выявлять талантливых исследователей на ранних этапах карьеры, либо отслеживать их прогресс."

Если очистить эти прекрасные слова от традиционной уже менеджерской шелухи, то получится не что иное, как чеканная формула Джонсона: отловить молодого человека и сделать из него хорошего ученого. 

Никакого разговора о развитии общества, о создании интеллектуальной среды в обществе  - не идет! Той самой среды, в которой и должны рождаться и развиваться будущие гении, той самой среды, которая состоит не из "талантливых", а из обычных, не из "гениев", а просто из людей, умеющих думать. Той самой среды, в которой должны жить и развиваться мы и наши дети. А еще жестче - нет в словах молодого ученого и организатора не только среды, нет в ее словах и самой России. 

Точно так же, как нет Шотландии в словах Джонсона, который не верил в своем XVIII веке, что в Шотландии можно как-то сносно воспитывать и образовывать молодых людей.  Причем, вполне может быть, что Джонсон имел на то некоторые основания.  И как представитель более "продвинутой" нации считал, что лучше уж точечно выдергивать юных "диких" необразованных шотландцев из их привычной среды и тут, в Англии, "доделывать", доводить до предусмотренного цивилизацией образца. А Шотландия..., а что Шотландия? Она Джонсона не очень интересовала. Пусть остается в своей "дикости".

Так и российские "реформаторы" науки на самом деле не развивают Россию, а затягивают ее в еще более глубокое колониальное болото, принимая на себя обязанности, как им кажется, "цивилизаторов", а на самом деле - просто паразитов. Потому что среда в которой мы живем, становится все жиже и жиже. Без этой среды даже в сети удачливых ловцов попадается все меньше гениев, и им приходится ради результата за гениев выдавать совсем других персонажей и "продавать" их на административном рынке.  

Иными словами, слова Джонсона из XVIII века - это настоящий колониализм, а слова российских реформаторов науки XXI века - полная утопия. Однако, это утопия только с точки зрения развития науки и страны, но совсем не утопия с точки зрения получения и осваивания средств. А это, согласитесь, очень разные вещи. 

Что ж, а мы в своей "обычной" и никому не нужной России будем ждать открытий и достижений от вовремя отловленных и специально обученных "шотландцев".