По волнам нашей памяти. Памятные дни и памятные места г.Владимира: приглашение к дискуссии.

Как-то, примерно с месяц назад, мне показали один наш владимирский законопроект, не хуже всех прочих, и был он про введение на Владимирской земле своих особенных памятных дней, связанных с историей нашего края и с замечательными личностями. Предполагалось, что этот законопроект и сами дни широко будут обсуждаться, как нынче принято, общественностью. Но – пока что-то не сложилось.

Но мысль о памятных днях – сама по себе вполне разумная и полезная. Другое дело, что предложения «начальства» - это одно, а то, что находится в головах у владимирцев – это может быть совсем другое. Хороший пример - День города во Владимире, который по определенным мотивам и причинам отмечается каждый год в разные даты. В результате этот городской праздник полностью потерял привязку ко времени и к истории и почти не связан с горожанами и их ритмом жизни.

История со Спасским Холмом, эпопея с переименованием владимирских остановок, реакции на проекты по переустройству в историческом центре показали, что горожанам вовсе не безразличен город, его облик, его прошлое, настоящее и будущее.

Это подтверждается и научными данными. Ближе к лету будут опубликованы результаты исследования локальных идентичностей жителей трех российских городов: Владимира, Ярославля и Смоленска. Как один из участников этого проекта могу сказать, что нас ждет много интересного и занимательного про самих себя, в том числе про то, как владимирцы относятся к своему городу, к самим себе, к памятным местам и достопримечательностям Владимира.Но все это – ближе к лету, а пока попробуем сами смоделировать часть своей идентичности в виде памятных дат и мест.

Вот просто эскиз, предложения в самом первом черновом варианте, как это могло бы выглядеть, без всяких претензий на окончательный список.  Поразмыслив, я решил организовать городские памятные дни по сезонам, чтоб не слишком их много было, а четыре самых главных, по одному зимой, весной, летом и осенью.

Начнем с зимы.

7 февраля – день памяти жителей города, погибших при штурме города отрядами хана Батыя в феврале 1238 года.

Обоснование: Город в этот день был фактически уничтожен, вместе с большинством жителей. Трагическая, драматическая дата. Взятие города и гибель почти всех владимирцев, включая княжескую семью (кроме князя, Юрия Всеволодовича, который в дни трагедии оказался далеко от Владимира) фактически положили начало угасанию Владимира как центра Руси, что было оформлено несколько позже потерей столичного статуса и соответствующего места в истории.

Места: Спасский Холм, на котором произошло одно из первых боестолкновений. Успенский собор, в котором спрятались жители и в котором они, включая княжескую семью, нашли свою погибель.

Ритуалы: не знаю, какие. Можно почтить память погибших владимирцев, поставив свечи на Спасском Холме и у Успенского собора, например, цветы возложить, просто минутку молча постоять. Или еще что-то сделать, спокойное и объединяющее. Большой простор для мысли, в общем.

Далее - весна.

Конец марта - начало апреля: Казнь воеводы Михаила Вельяминова, присягнувшего Лжедмитрию (с точной датой тут тяжело, поэтому все пока приблизительно, но можно договориться, и назначить примерно, скажем – первая суббота апреля).

Обоснование: В 1609 году, во время так называемой Смуты, ситуация была очень непонятной: с одной стороны Лжедмитрий, его сподвижники, польские войска, казаки и т.д. С другой стороны - царь Василий и слабое Московское государство, почти разваленное. Вот в этой сложной ситуации владимирцы и совершили свой выбор. Они узнали, что владимирский воевода (по-современному - мэр) присягнул на верность Лжедмитрию и решили это дело перерешать, то есть проявить свою гражданскую позицию. Вот как пишет об этом русский историк С.М.Соловьев: «воевода Вельяминов упорствовал в верности Лжедимитрию; владимирцы схватили его и повели в соборную церковь, чтобы там, исповедовавшись и причастившись, он приготовился к смерти. Протопоп собора, совершив таинства, вывел его к народу и сказал: «Вот враг Московского государства!» Тогда всем миром побили Вельяминова камнями, поцеловали крест царю Василию и начали биться с воровскими людьми, не щадя голов своих».

В общем, это такой акт гражданского участия, своеобразный средневековый импичмент, который, кстати, был уникальным среди других русских городов того времени.

Место – От бывшего дома губернатора, где стоял двор воеводы (ныне ВГТРК «Владимир»), до Успенского собора.

Ритуал: ну, например, сбрасывание чучела воеводы с обрыва. Или раскачивание реального мэра города над обрывом, в знак памяти о верховенстве власти жителей города над любой властью в городе.

Далее – лето.

Тут все просто: 29 июня – день убийства Андрея Боголюбского.

Обоснование: Андрей Боголюбский заложил основы нового типа государственной власти и отношений, которые серьезно отличались от древнерусской традиции. Властный, авторитарный  руководитель, вершивший свои дела с напором и энергией, иногда с фанатизмом, иногда с тонким расчетом, истинный сын своего века — князь Андрей немало сделал, но нажил и немало врагов. Причем даже среди своих близких людей, от руки которых в результате князь и пал.

Убийство князя, родоначальника российской государственности, - знаковое событие для древнего Владимира и всей древней Руси, оно прервало довольно оригинальный и в целом экономически и политически  успешный период княжения Боголюбского во Владимире, во время которого Владимир стал центром Северо-Восточной Руси, сосредоточением политической и интеллектуальной жизни.
Места: Место убийства Андрея Боголюбского в Богоюбове, Спасский Холм, как предположительное место одного из дворов князя, другие места, связанные с именем князя.

Ритуалы:  просто собраться и вспомнить князя добрым словом. В любом месте.

Осень.

Осенью нужен день памяти, но лучше ранней осенью, пока еще тепло.  Ничего пока не придумалось, кроме праздника Покрова (14 октября), который стал отмечаться во Владимиро-Суздальской Руси с легкой руки того же Боголюбского, а затем стал и общероссийским праздником.
Тут выбор места небольшой – Успенский собор и Соборная площадь.

Это – только набросок, первая прикидка. Я был бы даже рад, если бы кто-то предложил что-то еще, или даже полностью заменил мои предложения своими. Как это ни странно – дело не только в конкретных датах и событиях, дело в том, чтобы самим договориться о нашей общей памяти. И помнить. Без указаний сверху. Мне кажется, мы на это способны.

Вход