Владимир - город, безусловно замечательный. Город с тысячелетней историей, культурой, духовностью и т.д.

Именно поэтому не смог обойти стороной город Владимир и глава Российского государства, который сто лет назад предпринял поездку по историческим центрам страны в рамках празднования 300-летия дома Романовых.

Речь, конечно, идет о Николае Романове, последнем русском императоре. И не случайно, что первым городом на том маршруте, который наметил себе Николай, стал именно Владимир. Но что характерно - русский царь, со всей семьей, со всей свитой, управился во Владимире за полдня, успев еще съездить в Суздаль и посетить Боголюбово. И уехал тем же вечером в Нижний Новгород.

Вот как описывает свой день во Владимире сам император

16 го мая 1913-го года. Четверг.

Проснулись на остановке в Москве в 8¼. Погода была ясная и теплая. Сели завтракать до 12 час. Ровно в час подошли к г. Владимиру. На станции почетный караул от 9-го грен. Сибирского полка, высшие гражд. лица, дворянство и земство. Сел с детьми в наш мотор и поехал в город наверх в красивый Кремль, в Успенский собор Осмотрев его после краткого молебна, отправился с дочерьми в Суздаль, куда прибыл в 3¼. Посетил: собор, Спасо-Ефимовский, Ризоположенский, Покровский монастыри. В этом мон. в келий игуменьи закусили и пили чай. С восторгом и интересом осматривал чудные сокровища, сохраняющиеся в ризницах, и сами церкви древнерусского зодчества. По дороге в оба конца народ выходил из сел и деревень с иконами. Приехали в 7 час. в Боголюбове. Посетил собор Боголюбского монастыря и осмотрел сохранившуюся часть палат Андрея Боголюбского. Принял волостных старшин и хуторян Владимирской губ. и к 8 час. прибыл к Поезду.

Пропустил 250 потешных жел.-дор. школ церем. марш. Когда тронулись, сели обедать. Совсем не устал, впечатления были такие сильные и хорошие.

(Дневники Императора Николая II. М., 1991 ,с.399).

Вот так вот. В час после полудня приехал во Владимир, на моторе поднялся в исторический центр (канатной дороги же нет, такой как в Киеве!). Посмотрел Успенский собор и укатил в Суздаль. Там, естественно, Спасо-Ефимиевский, Ризополженский, Покровский монастыри, как положено отобедал в келье   - и обратно. Успел еще заехать в Боголюбово, место убийства Андрея Боголюбского посмотрел - и в поезд. (Умудрился еще хуторян владимирских принять!). В 20.00 выезд из Владимира.

По сути, Николай Второй уже сто лет назад задал стандарт поведения туриста во Владимире (ну, кроме хуторян, конечно). Полдня на все про все - и дальше. Как завещал Николай Второй - так почти все гости нашего города и поступают.

Получается - за сто лет во Владимире ничего такого важного и интересного для туристов и не было сделано. Полдня, как Николай Второй, и все. Даже и вспомнить особо нечего о той поездке. "Впечатления такие сильные и хорошие". И все.

Но я даже не об этом.

Конечно, путь Николая во Владимире банален и скучен (в этом смысле траектория передвижения по Владимиру одного из следующих руководителей России, Владимира Ульянова, была куда интересней, хотя и состоялся его визит намного раньше, в 1893-м году). Обычный маршрут среднего туриста. А тут, вроде бы столетний юбилей - но даже и вспомнить нечего. Вокзала того нет уже, конечно, а все остальное, что посетил Николай, слава Богу, осталось. Собраться бы, вроде, на месте старого вокзала, да подождать поезда с императором Российским, авось приедет, как положено, к 13.00. Но, боюсь, это будет слишком уж монархично. Хотя и это в нашем спокойном городке какое-никакое, а развлечение.

И я вот подумал, а как бы мог посетить город Владимир в дни празднования 400-летия Дома Романовых, скажем, Александр Пятый, или Николай Четвертый, если бы Романовы эти сто лет относительно благополучно отцарствовали бы? Ну, то есть где-то в мае 2013-го, император России отправляется по историческим городам, и первым такая честь выпадает, естественно, Владимиру. Как и сто лет назад. На чем бы прибыл в наш город праправнук Николая?

Думаю, не ошибусь, если предположу, что, наверняка, на поезде, по железной дороге. Все таки - традиция! Предположу, также, что ради такого случая ИЖД (императорские желехзные дороги), во главе с дядей императора, великим Князем Владимиром, предложили монарху специальный Сапсан для путешествия. Изменения в расписание и возникшие неминуемые сложности для других пассажиров были компенсированы двухкратным снижением стоимости проезда в этот день к радости передвигающихся по России подданных.

Специальный Сапсан, думаю, не слишком отличался бы от обычного. Демократические тенденции в европейских монархических странах наверняка не минули бы и российский царствующий дом, и поэтому Николай Четвертый, вместе с семьей и сопровождающими лицами ехал бы в вагоне первого класса, не слишком отличаясь от обычных пассажиров. Разве что вели бы себя пассажиры этого вагона чуть посдержанней и повежливей. Положение обязывает!

Итак, майским днем 2013-го года в 13.00 на недавно вновь отстроенную современную станцию Владимир прибывает специальный поезд Сапсан с императором России на борту...

Естественно, владимирские обыватели заполнили бы вокзальную площадь, начальство набилось бы на перрон, впереди представители партии власти, оппозиционные политики в арьергарде, под присмотром полиции, на всякий случай. Любопытное это было бы зрелище.

Мне теперь даже кажется, что если в солнечный майский денек 16 (29) мая 2013 года заглянуть на вокзальную площадь, где-то в 13.00, то можно смутно увидеть призраки ликующей толпы, владимирских губернских и городских начальников, лучших представителей духовенства, политических партий и, конечно же, стоя на перроне и повернув голову в право, можно было бы узреть быстро и неумолимо приближающийся, мягко тормозящий, белоснежный и величественный как флагман великой державы прибывающий поезд-призрак...

.

Вход